Архив событий  
«Рабочий клуб Александра Родченко. К 120-летию со дня рождения художника». Государственная Третьяковская Галерея

4 октября — 17 октября 2011 «Рабочий клуб Александра Родченко. К 120-летию со дня рождения художника». Государственная Третьяковская галерея совместно с SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн).

Постоянная экспозиция «Искусство ХХ века» пополнится уникальной реконструкцией интерьера «Рабочего клуба». Предназначенный для занятий и отдыха, «Рабочий клуб» был создан Александром Михайловичем Родченко (1891-1956), одним из основоположников конструктивизма, для оформления советского раздела Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности, проходившей в Париже в 1925 году. Реконструкция этого интерьера, выполненная в 2008 году немецкими специалистами по чертежам А. Родченко и сохранившимся фотографиям, представит важнейшую грань творчества А. Родченко как создателя новых социально-утилитарных структур.

Вернисаж состоится 4 октября 2011 года в 16.00
в Государственной Третьяковской галерее
по адресу: Крымский Вал,
10 Зал № 11

Государственная третьяковская галерея

Генеральный директор
ИРИНА ЛЕБЕДЕВА

Заместитель генерального
директора по экспозиционно-
выставочной работе
АНДРЕЙ ВОРОБЬЕВ

Куратор проекта,
составитель каталога
ТАТЬЯНА ГОРЯЧЕВА

 

 

 

 

SEPHEROT Foundation

Sepherot Foundation
(Лихтенштейн)
Директор
ПИТЕР МАРКСЕР

Арт Бридж / Проекты в сфере
искусства и коллекционирования
Директор
АНАСТАСИЯ ДЕГТЯРЕВА

Государственная Третьяковская галерея совместно с SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн) представляет в рамках постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» реконструкцию интерьера «Рабочего клуба», созданного А. М. Родченко в 1925 году для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
 

«Рабочий клуб» неоднократно реконструировался по чертежам Родченко и сохранившимся фотографиям 1925 года — целиком или отдельными фрагментами (в 1979, 1989, 1990, 1991), каждый раз несколько отличаясь трактовкой некоторых деталей, оттенками цвета.

Настоящая реконструкция была выполнена в 2008 году немецкими специалистами для выставки «От плоскости к пространству. Малевич и ранний модернизм» в Кунстхалле Баден-Бадена (2008, Германия), и затем подарена этим музеем Государственной Третьяковской галерее за большой вклад в организацию выставок русского авангарда в крупнейших музеях Европы в 2008–2009 годах. Дар осуществлен при финансовой поддержке российских коллекционеров В. В. Царенкова, А. В. Дадиани, А. Ю. Смузикова.
Среди мастеров русского авангарда имя Александра Родченко занимает одно из первых мест; его эксперименты в области станковой живописи, полиграфии, дизайна мебели и одежды, фотографии стали классикой искусства конструктивизма.

Интерьер «Рабочего клуба» не только демонстрирует чрезвычайно важную грань художественной деятельности А. Родченко, дополняя постоянную экспозицию живописных и графических работ этого мастера и позволяя раскрыть широту диапазона его творчества, но и служит необходимым звеном в общей презентации художественного процесса искусства ХХ века.

 

А. Родченко. Рабочий клуб. Фрагменты

А. Родченко.
Рабочий клуб.
Фрагменты
экспозиции
на выставке
в Париже. 1925

А.М. РОДЧЕНКО. «ПРОЕКТ РАБОЧЕГО КЛУБА»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В конце 1924 года, по прошествии года после установления дипломатических отношений между СССР и Францией, Советский Союз пригласили участвовать в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), открывающейся в Париже весной 1925 года.
На проект павильона СССР был объявлен конкурс. Согласно его программе павильон следовало «спроектировать в духе чисто современной архитектуры» и он должен был «идеологически отражать идею СССР как рабочекрестьянского трудового государства и как братского союза отдельных народностей». Жюри под председательством А. В. Луначарского и при участии В. В. Маяковского признало лучшим проект одного из ведущих архитекторов конструктивизма К. С. Мельникова.
Советский раздел Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств размещался в нескольких павильонах. Экспозиции, посвященные декоративно-прикладному искусству, полиграфии, рекламе, архитектуре, театру и художественному образованию, располагались в Гран-Пале. Интерьеры демонстрировались в специально отведенной для этого галерее на эспланаде Дома инвалидов. Кустарные промыслы, книги и товары Госторга — в павильоне, построенном по проекту Мельникова. Отдельно, у набережной, располагались 12 киосков, спроектированных Мельниковым и оформленных А. А. Экстер.

К. Мельников Проект павильона СССР на выставке в Париже

К. Мельников
Проект павильона
СССР на выставке
в Париже

 

 

 

1 А.Родченко.
Проект складной
трибуны-экрана

2 А. Родченко.
Проект деталей
интерьера
«Рабочего клуба»

3 А. Родченко.
Проект витрины
с вращающимися
барабанами для
изобразительных
материалов

 

 

А.Родченко.

А. Родченко. А. Родченко.

1

2

3

 

 

 

Весной 1925 года А. М. Родченко был командирован в Париж для оформления советского раздела выставки и монтажа интерьера «Рабочего клуба», спроектированного им по заданию Выставочного комитета.

Проект клуба решал задачу создания нового типа общественного интерьера, предназначенного для занятий и отдыха. Клуб включал в себя библиотеку (стеллаж для книг, стол со стульями), доску объявлений, «Уголок Ленина» (выставку фотографий и текстовых материалов, расположенных на планшетах), трансформирующуюся установку с трибуной оратора и шахматный столик. Простота, удобство, конструктивность элементов оборудования декларировали новые эстетические идеалы, а разнообразные формы досуга демонстрировали идеологию нового советского быта.

Пространство делилось на условные зоны, обозначенные цветом стен и надписями; внутри зон было расставлено соответствующее оборудование.

Предметы проектировались в расчете на возможность расположения даже в тесном помещении: они частично трансформировались и позволяли видоизменять организацию пространства. «Все вещи построены на движущемся принципе. Этот принцип я считаю основным при разработке современной вещи», — писал Родченко.

Самым многофункциональным элементом интерьера была установка с раскладной трибуной, снабженной экраном для показа диафильмов, раздвижной стенкой для плакатов и подиумом для экспонатов или выступлений чтецов.

А.Родченко.

А.Родченко.
Проект стенной
газеты с «автомати-
ческой версткой»

 

 

 

 

 

 

А. Родченко.Рабочий клуб.

А. Родченко.
Рабочий клуб.
Фрагменты
экспозиции
на выставке
в Париже. 1925

Установка могла использоваться для лекций, бесед, выступлений самодеятельности и «живой газеты» — театрализованной агитации, включавшей чтение вслух одним или несколькими чтецами фельетонов и информации из текущей прессы, исполнение злободневных частушек и т. п.

По принципу экономии пространства была устроена и витрина для изобразительных материалов, имевшая форму высокой этажерки с вращающимися барабанами вместо полок: монтаж фотографий и вырезок на барабанах позволял увеличить экспозиционную площадь в несколько раз, сама же витрина занимала минимум места в интерьере.

Откидывающиеся доски с фиксатором внизу для газет и книг позволяли превратить узкий стол читальни в парту (в положении досок под углом) и в полноценный широкий стол (в горизонтальном положении).

Шахматный столик был снабжен поворотной доской, позволяющей игрокам меняться цветом фигур, не вставая с мест.

Устройство книжного стеллажа не было рассчитано на большое количество книг, зато книги и журналы могли быть разложены самым удобным для просмотра образом.

Предполагалось также, что в клубе будет выпускаться стенгазета, для которой Родченко придумал особую установку — коробку, внутри которой в специальных окошках размещались барабаны для рулонов бумаги. На бумаге писался текст, по мере ее заполнения рулоны перематывались, и в окошках появлялась чистая бумага для заметок.

 

 

 

 

А. Родченко. Проект шахматного стола
А. Родченко. Проект шахматного стола

Старая газета вынималась, вставлялся новый рулон для следующей. Между окошками для рулонов располагались стационарные вертикальные поля с постоянными заголовками и названиями рубрик. Положение текста на рулонах должно было соответствовать рубрикам. Таким образом верстка самодельной стенгазеты была частично автоматизирована.

Мебель и оборудование для «Рабочего клуба» выполняли в Париже по чертежам, разработанным Родченко; книги, плакаты и фотографии привезли из Москвы. Для окраски помещения Родченко использовал риполин — очень популярную в те годы эмалевую краску с насыщенным глубоким цветом.

1 июня 1925 года он писал жене из Парижа: «…клуб готов, посылаю снимки. Правда, он такой простой и чистый, и светлый, что в нем поневоле не заведешь грязь. Все блестящий риполин, много белого, красного, серого. Каждый день туда забираются русские и читают журналы и книги, несмотря, что вход завешен веревкой».

За этот проект Родченко получил серебряную медаль. После окончания работы выставки «Рабочий клуб» был подарен Коммунистической партии Франции и в России никогда не экспонировался. О его дальнейшей судьбе сведений нет.

«Рабочий клуб» по праву вошел в историю дизайна 1920-х годов как одно из самых заметных произведений, отражающих эстетику конструктивизма и его стремление к изобретательным функциональным решениям.

Родченко не ошибался, написав о клубе: «После моей работы в Париже следы и результаты останутся на будущее».

А. Родченко. Проект книжного стеллажа

А. Родченко.
Проект книжного
стеллажа

А. Родченко. Чертеж складнойтрибуны-экрана
1

Проект деталей интерьера «Рабочего клуба»
2

Его проект светильника для клуба использовался в 1928 году в оформлении фильмов «Кукла с миллионами» (режиссер С. Комаров) и «Альбидум» (режиссер Л. Оболенский). Этот же светильник, выпущенный небольшим тиражом итальянской фирмой L'Arte Luce, получил золотую медаль на Триеннале осветительной техники 1974 года в Милане. Шахматный стол по дизайну Родченко производится сегодня компанией Molinari Interni&Molinari Alberto.

 

Татьяна Горячева

 

1 А. Родченко.
Чертеж складной
трибуны-экрана
2 А. Родченко.
Проект деталей
интерьера
«Рабочего клуба»

Воспроизвести