Архив событий  
Николай Фешин. Музей Русского Искусства, Минеаполис; Музей Искусств Фрай Сиэтл, США

Музей Русского искусства, Минеаполис, США

18 Августа 2012 - 13 Января 2013 

Музей искусств Фрай в Сиэтле, США

8 Февраля— 12 Мая, 2013 г.

Автопортрет 1948г.


                       Многие  русские иконы искусства, такие как - Пушкин, Кандинскй, Солженицын, были вынуждены покинуть страну и провести в изгнании значительную часть жизни. Что побудило их к изгнанию в первую очередь? Работая в гуще мира искусства непосредственно среди самих вопросов, правильно или неправильно… О некоторых создавалось впечатление, что таких обстоятельств и новых условий они желали сами и были в состоянии приспособиться.

 Один из важнейших коррективов в жизнь эмигранта по-видимому, внесло творчество художника Николая Ивановича Фешина. Начиная с Субботы в Миннеаполисе, 18 августа по 13 января 2013 года, Музей Русского искусства открывает четвертое мастер-шоу художника-индивидуалиста , открытие 20-го века- русских мастеров: Николая Фешина, выставка призвана обнажить, как художник Фешин перенес свой багаж знаний в современную и модерн традиции из Императорской Академии Искусств, в Санкт-Петербурге на субъекты в своём новоиспеченном доме в Соединенных Штатах. 

Декорированный художник эмигрировал, до русской революции, Фешин вместе с женой Александрой и их молодой дочерью Эяй в Нью-Йорк в 1923 году. Оттуда он переехал в Нью-Мексико и стал частью легендарной колонии искусства Taos, которая включала в себя Д.Х. Лоурентса, Уилла Катера, и Джорджию О'Кифа. Горы всегда "напоминали ему о красоте, которую он видел в Сибири", Фешин не мог не построить второй дом, который теперь является современным наследием художественного музея Taos. 

В этом окружении, Фешин применил бравурную технику ярчайших цветов и контрастных тонов, чтобы показать свет, исходящий от тела. Начиная от портрета скромного и преданного портье художник изобразил в собственных "El Corgador", заканчивая "Будда с синими цветами и обету лампы", все его картины раскрывают внутреннюю красоту своих субъектов. Для Фешина, бедные дети и попрошайки из Юго-Запада Мексики "обладали решительной аристократией в лицах".

 Фешин оставил свой дом недостроенным, после собственного развода в 1933 году, путешествовал по Мексике, Японии, бывал на островах Тихого океана Ява и Бали, и, наконец, создал небольшую школу искусств в Санта-Монике, штат Калифорния, где он и скончался в 1955 году.

Его дочь Эйя вернулась с его прахом в родной дом- Казань, столицу Татарстана, Россию в 1976 году, где разместилась его самая большая коллекция картин в настоящее время. 

Портрет Элеаноры Стендаль

1920-1930х гг.

Хотя Фешин оправдывал статус как плодовитого художника на протяжении всей своей жизни, эта выставка содержит всего несколько из 15 предсмертных лет его жизни. Всегда хорошо принятые, работы Фешина на этой выставке показывают немного внутренней горечи, поразившей многих приближенных изгоев-отшельников. К примеру его "Маникюр Леди", которая демонстрирует" утонченность и эстетику доведенных до крайности". Фешин превратил озлобленность изгнания  в "момент (ы) идеализации", где "не существовало уродливых или иных тел", а только те, что " светлым духом наполнены".

Николай Иванович Фешин (1881–1955) — блистательный русский художник, мастер-виртуоз. Катаклизмы отечественной истории трагически повлияли на его судьбу: жизнь художника оказалась разделенной между Россией и Соединенными Штатами Америки, и искусство Николая Фешина стало принадлежать в равной степени двум столь различным культурам.

Натюрморт с чайником №2. 1950е гг
Натюрморт с чайником №2. 1950е гг.

Творческий путь Фешина пришелся на первую половину ХХ столетия, времени, ломавшего устоявшиеся традиции, законы и нормы искусства. В хаосе социальных и художественных революций Фешин никогда не терял собственного лица. Ученик великого И.Е.Репина, Н.И.Фешин как художник сформировался в начале двадцатого столетия, Серебряного века русского искусства, и в своем творчестве соединил век девятнадцатый с двадцатым. В фундаментальные принципы академического и реалистического искусства художник привносил импульсы разнообразных стилевых направлений — от импрессионизма и модерна до экспрессионизма — и свой эмоциональный, взрывной творческий темперамент.

Талант Фешина универсален: блестящий живописец, непревзойденный мастер рисунка углем, великолепный резчик по дереву, скульптор, имел опыт работы в театрально-декорационном искусстве и архитектуре. Фешин одинаково свободен и в создании большеформатных многофигурных жанровых композиций, и изящных миниатюр, у него свой подход к пейзажу и натюрморту, эффектна его техника в жанре ню, но в первую очередь Фешин выдающийся портретист.

Искусство Николая Фешина принадлежит той линии искусства рубежа XIX–XX веков, которую представляет творчество Валентина Серова, Филиппа Малявина, Абрама Архипова, Джона Сингера Сарджента (США), Георга Брейтнера (Голландия), Андреаса Цорна (Швеция), художников круга Мюнхенского и Берлинского Сецессионов (Ловис Коринт, Макс Либерман). В Соединенных Штатах американский период творчества Фешина ставят в контекст искусства Юго-Запада, в первую очередь, — известной Таосской художественной колонии.

Формирование Фешина-художника произошло в годы его учебы в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1901–1909). Здесь были написаны «Дама в лиловом» (1908, Русский музей) и «Черемисская свадьба» (1908, Козьмодемьянский историко-культурный музейный комплекс, Козьмодемьянск) — этапные произведения, которые принесли ему международную известность.

Будда с голубыми цветами и лампой. Начало 1950х гг
Будда с голубыми цветами и лампой.
Начало 1950х гг.

Особое значение в жизни и творчестве Фешина занял его родной город Казань. Здесь прошла жизнь Фешина до 1923 года, когда он навсегда покинул Россию. В созданных в этот период выдающихся работах (портрете Нины Белькович (1910, галерея «Наши художники», Москва), Н.М.Сапожниковой (1916, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань), М-lle Жирмонд (1917, частная коллекция, США) проявилась индивидуальность художника — в переплетении живописного и графического, манерного и простого, изящного и грубоватого.

Затерянный в горах штата Нью-Мексико (США) Таос стал для Фешина вторым родным городом. На выставке воссоздан образ дома в Таосе, построенного художником по собственному проекту, что позволяет показать Фешина не только как живописца, но и как архитектора, скульптора и мастера декоративно-прикладного искусства. В США необыкновенный творческий взлет Фешин пережил также живя в Нью-Йорке, мегаполисе стремительных ритмов, неограниченных возможностей и свободы. Здесь он написал портреты известных русских эмигрантов: драматурга и режиссера Н.Евреинова, балерины Веры Фокиной, певицы Е.Хатаевой, художника Д.Бурлюка.
Первая совместная русско-американская выставка произведений Николая Ивановича Фешина проходила в Казани и Ленинграде в 1976 году. Настоящая выставка представляет лучшие работы художника из семи российских и шести американских музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани, Государственный Русский музей, Чувашский государственный художественный музей, Художественный музей Фрай в Сиэтле, Художественный музей Нью-Мексико в Санта-Фе, а также произведения из корпоративных и частных коллекций России и США.

Инициатором проведения масштабного выставочного проекта выступило Министерство культуры Республики Татарстан, поддержку оказало Министерство культуры Российской Федерации, также поддержали проект Посольство США в Москве и американский Фонд международного искусства и образования. В разном составе проект в России экспонируется на трех музейных площадках: Казань, Санкт-Петербург, Москва.

Воспроизвести
Николай Фешин