Архив событий  
Марк Шагал. Истоки творческого языка художника. К 125-летию со дня рождения. Государственная Третьяковская Галерея

В выставке участвуют произведения из собрания Sepherot Foundation (Лихтенштейн) при партнёрстве с Art-Bridge (Москва) и третьяковская галерея  представляют один из самых долгожданных проектов года — выставку малоизвестного графического наследия Марка Шагала (1887–1985). Проект включен в программу Года французского языка и литературы в России, обозначив тем самым одну из основных особенностей творчества Марка Шагала — его интернациональность. Феномен творчества Марка Шагала неизменно вызывает огромный интерес, как за рубежом, так и в России. Третьяковская галерея регулярно предоставляет произведения художника из своего собрания для участия в лучших музейных проектах Европы, Америки и Азии. В собственных залах Галерея провела крупные выставки Шагала в 1973, 1992, 2005 году, последняя из которых, «Здравствуй, Родина!», демонстрировала знаковые живописные работы художника, была горячо принята публикой — за три месяца ее посетило около 128 тысяч человек.

Автопортрет в профиль. 1914
Автопортрет в профиль. 1914

На этот раз организаторы и кураторы выставки решили показать почти не известные у нас рисунки, акварели и гуаши — от ранних витебских зарисовок до поздних парижских коллажей, а также печатную графику Шагала — выполненные в технике офорта знаменитые иллюстрации к Библии (1931–1956) и «Басням» Лафонтена (1950–1952). На выставке представлено более 150 графических работ, а также живопись, авторская скульптура, произведения прикладного искусства из зарубежных коллекции, российских музейных и частных собраний. Впервые в отечественной музейной практике творчество Шагала представлено в контексте поиска истоков его искусства. Шагал принадлежал к поколению художников, которые в начале ХХ века в попытке обретения себя, собственного образного строя и пластического языка, обращались к народному искусству. Шагал не получил последовательного профессионально образования, его первым и главным учителем стала естественная среда — еврейское, русское, белорусское, литовское, французское окружение, «та живая вода», которая «заряжала» и вдохновляла мастера на протяжении всей жизни. Реальные и невероятные события, запечатленные художником, прочно соединены с земной средой ключевыми для него предметами быта, приметами места, ставшими характерными шагаловскими «паролями»: от наивной вывески парикмахера в Витебске или молочника в Париже до креста православного собора или химер парижского Нотр-Дам, от простенькой вышивки до семисвечника и Торы, от покосившейся крестьянской избы до Вильнюсской синагоги и ворот еврейского кладбища, от лубков и иллюстраций народных изданий, бродячих музыкантов до знамен революции. Художник утверждал: «Неправда, что мое искусство фантастично! Я реалист, я люблю землю!».

Основу экспозиции в Третьяковской галерее составляют произведения из собраний семьи художника: уникальные, никогда не экспонировавшиеся в России, произведения «семейного круга» — автопортреты, портреты матери, бабушки, кузенов, сестры, жены Беллы и дочери Иды, исполненные в конце 1900-х — 1910-х годах. В этих работах перед зрителем предстает своеобразная автобиография художника, летопись его семьи (У окна. Мать и дочь. 1908; Кольцо. 1908–1909; Модель. Сестра художника. 1910; Рождение. 1911 и другие). Гравированная история жизни Шагала запечатлена в листах серии «Моя жизнь» (1922). Своеобразным лейтмотивом выставки предстает образ его любимого города — Витебска, присутствующий в том или ином виде во всех картинах мастера. Из французского собрания поступила и группа работ 1960–1970-х годов в редкой технике коллажа (Триумф музыки. Эскиз панно для Метрополитен Опера, Линкольн Арт Центр. 1966, Клоун и его тень (Синий скрипач). 1964. Лиловая обнаженная. 1967. Гимн Набережной часов. 1968). ГМИИ им. А.С. Пушкина предоставил на выставку созданные в России в 1910 году «Пейзаж с козой (Лиозно)» (1910), «В зале Теи» (1910), «Комната на Гороховой» (1910), подаренные музею Идой Шагал. Произведения первого парижского периода, примеры интерпретации Шагалом современного французского искусства, — «Обнаженная с цветами», «Лежащая обнаженная» (обе — 1911) — предоставлены фондом Sepherot Foundation (Лихтенштейн).

Впервые московскому зрителю будут показаны недавно приобретенные во Франции юношеские альбомы Шагала, происходящие из архива Блеза Сандрара, писателя и поэта, друга и переводчика мастера, введшего молодого художника в круг парижских авангардистов (коллекция Т. и И.Манашеровых, Москва). Помимо оригинальных рисунков в состав выставки включены и выполненные по инициативе парижского галериста и издателя серии «Книга художника» Амбруаза Воллара иллюстрации к «Мертвым душам» Н.В.Гоголя (1923–1925) из собрания Третьяковской галереи, полученные в дар от автора в 1927 году.

Лежащая обнаженная. 1911
Лежащая обнаженная. 1911

Открытиями для отечественной публики станут и знаменитый «Свадебный сервиз» (1951–1952. Керамика, белая эмаль, роспись), созданный Шагалом в честь свадьбы дочери Иды (частная коллекция, Париж) и две мраморные скульптуры для фонтана — «Рыба» и «Птица» (1964. Коллекция Фонда Пьера Джанадда, Мартини, Швейцария). Представленные на выставке предметы народного искусства из Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) и Музея истории евреев в России (Москва) дополнят представление зрителей об истоках образной системы Шагала.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог-альбом, включающий статьи ведущих российских и зарубежных исследователей творчества художника.

 

 

 

Просмотреть видео-ролик можно на канале TVJam