Архив событий  
Полёты во сне и на яву. Галерея ПРОУН, Москва

ОРГАНИЗАТОР: ГАЛЕРЕЯ ПРОУН

МАЛЕВИЧ-СУЕТИН-ЧАШНИК-ХИДЕКЕЛЬ-ЧЕРНИХОВ-ЛЕОНИДОВ-СТЕРЛИГОВ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ-ЧЕКРЫГИН-КУДРЯШОВ-МАТЮШИН-ЭНДЕР-КАБАКОВ-БУЛАТОВ-ИНФАНТЕ

Очередной выставочный проект галереи ПРОУН, открывающий новый сезон, — про полеты и парение, про возможность оторваться от земной поверхности и освоение нового пространства. Человек на протяжении всей своей истории не мечтал ни о чем более истово, чем о небе и, наконец, к двадцатому веку мечта приобрела более реальные черты. Технический прогресс, который футуризм обратил в главный символ веры, сделал «небо ближе», а мысль о полете — превратил в решаемую в недалекой перспективе задачу, которая более не казалась воплощением личной дерзости, прорывом к Богу, таким обратным путем Люцифера.

В этом и состоит главная особенность русской авангардной утопии — это никогда не было фантазией, романтическими грезами о лучшем мире: искусство русского авангарда несло мироустроительный пафос, тотальному преображению подвергалась вся вселенная, художники превращались в провидцев и апостолов новой реальности. Планиты Малевича, Чашника, Суетина, Хидекеля, составленные из геометрических первоэлементов, парили в безвесии не в абстрактном «небе», а в физически конкретном пространстве, взаимодействуя с ним; точно так же конструкции Якова Чернихова (больше всего напоминающие сверхсовременные орбитальные станции) казались жизнеспособными в надземном мире. Выставка в галерее «Проун» не про духовный поиск и ангелическое парение, такой неоплатонический этюд на тему «о духовном в искусстве», не про космос и его освоение, а про реально действующую силу искусства, которая позволила, например, герою инсталляции Ильи Кабакова улететь в космос, Василию Чекрыгину рисовать углем сцены восстания мертвых, Михаилу Матюшину, Борису Эндеру (и в каком-то смысле наследникам органического искусства Франциско Инфанте и Нонне Горюновой) создавать работы, основанные на научном исследовании природы и природных артефактов.

На выставке будет представлено около 60 произведений (живопись, графика) художников русского авангарда, а также современных авторов в том числе Ильи Кабакова, Павла Пепперштейна и других.

Проект супрематического рельефа. 1921–1922 Бумага, графитный карандаш, акварель. 9,8 х 22,5Супрематическая композиция. 1922?1923  Бумага, тушь, гуашь. 20,9 х 28,9 Проект супрематического рельефа на черном фоне. 1925  Бумага, гуашь, тушь. 21,9х16,5 Супрематическая композиция. 1922  Бумага, графитный карандаш, тушь, гуашь. 21 х 31,1 Проект супрематического рельефа. 1921?1922  Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш. 17,5 х 26,4