«…Нас будет трое…»
Архив событий  
«…Нас будет трое…» Казимир Малевич. Николай Суетин. Илья Чашник. Живопись и Графика из колекции SEPHEROT FOUNDATION (ЛИХТЕНШТЕЙН)

Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея | 
Sepherot Foundation  (Лихтенштейн) | Организатор Art-Bridge

Крымский Вал, 10, залы № 21–22

  «…Нас будет трое…» – писал Малевич в письме Суетину об узком круге супрематистов-новаторов. Н.Суетин и И.Чашник были ближайшими соратниками К.Малевича, втроем они действительно ощущали себя тесным творческим сообществом. Третьяковская галерея представляет произведения основателя супрематизма и его учеников. Многие из них впервые экспонируются в России и неизвестны широкой публике.

Суетин Н.М. Женщина с черной пилой. 1927–1928 гг.  SEPHEROT Foundation

В выставочной практике соединение работ К.Малевича (1879–1935), Н.Суетина (1897–1954) и И.Чашника (1902–1929) стало давней традицией, отражающей особенную близость их художественных установок. Этот творческий союз сложился в Витебске: с осени 1919 года К.Малевич начал преподавать в Витебской Народной художественной школе, где учились Н.Суетин и И.Чашник. С приездом Малевича жизнь училища изменилась коренным образом – главным направлением сделался супрематизм; в "столицу супрематизма" преобразился и сам Витебск. 

Притягательность личности и новаторского искусства Малевича, поразительный проповеднический дар позволили ему в короткое время организовать сплоченный коллектив супрематистов, оформившийся в 1920 году в группу Уновис (Утвердители нового искусства); его активными членами и адептами нового направления в искусстве стали Суетин и Чашник. В Витебске они постигали основные законы супрематизма и занимались как станковым, так и оформительским творчеством, став практически ведущими художниками Уновиса.

В 1922 году вслед за Малевичем, принявшим руководство Музеем художественной культуры (МХК), Чашник и Суетин переехали в Петроград. Тесная дружба двух художников продолжалась до смерти Чашника в 1929 году. После переезда из Витебска оба переживали творческую зависимость от Малевича, и одновременно с этим пытались эту зависимость преодолеть, не разрушая теплых отношений с учителем. Суетин и Чашник расписывали фарфор, делали эскизы для мебели и текстиля. В середине 1920-х они создали много проектов, развивающих архитектурную концепцию Малевича. Их работы демонстрируют самые разные грани взаимоотношений учителя и учеников – от безоговорочного следования художественным принципам супрематизма до попыток найти их собственное истолкование.

Суетин Н.М. Супрематическая  композиция с черным и зеленым. 1925г. SEPHEROT Foundation

Метод И.Чашника основан на рациональности пластических экспериментов и системности формального решения. Разработка собственной версии супрематизма привела художника к достаточно оригинальной трактовке взаимоотношений цвета и формы. В творчестве Н.Суетина органично соединялись две линии: супрематизм как таковой и поиск автономного варианта беспредметной системы. Для него первостепенным являлось создание художественного образа супрематического космоса: прежде всего он ориентировался на утверждение К.Малевича о природоестественной сущности супрематизма.

Коллекция произведений К.Малевича в Sepherot Foundation охватывает почти все периоды его творчества. Самые ранние примеры – два импрессионистических этюда, написанные в Курске, где Малевич провел юность и где начал художественную карьеру. Графическая манера Малевича конца 1900-х годов развивалась в стилистике модерна и символизма. Рисунок "Общество" (1908) примыкает к так называемой "Серии белых" работ на тему городской жизни и светского общества. В "Зимнем пейзаже" (нач.1910-х) чувствуется увлечение эстетикой "Бубнового валета". Здесь К.Малевич использовал арсенал приемов неопримитивизма: нарочитую грубость и экспрессивную манеру рисунка, предельное упрощение.

Фонд Sepherot предоставил для экспонирования в Третьяковской галерее 14 произведений К.Малевича (4 живописных и 10 рисунков), 55 работ И.Чашника (графика и гипсовый рельеф) и 35 – Н.Суетина (из них 1 живопись).

К выставке подготовлен каталог, в котором собраны статьи, посвященные художникам и их творческому союзу, биографические материалы и фотографии. Куратор выставки и автор каталога – Татьяна Горячева (Третьяковская галерея).

 

 

 

 

 

Friedmann Malsch Kunstmuseum Liechtenstein

 

 

Александр Гиндин. Заслуженный артист России

Анастасия Дегтярёва. Директор Art-Bridge
Воспроизвести
«…Нас будет трое…» Казимир Малевич. Николай Суетин.